Как свидетельствует анализ специальной литературы большинство работ по проблеме социально-психологической адаптации в школе проводится в рамках социологических и педагогических исследований. К формальным критериям школьной адаптации детей принято относить успешность обучения и дисциплинированность. При этом в группу дезадаптированных включают не только детей, которые не соответствуют критериям нормы, но и испытывающих затруднения в общении со сверстниками или учителями, то есть с нарушением социальных контактов. Специалистами в области детского психического здоровья нарушения адаптации рассматриваются в рамках сборной неклинической группы обозначается как «педагогическая запущенность». Несмотря на широту использования данного понятия представляется неправомерным рассматривать его как диагностическую категорию. Он не характеризует какого-либо болезненного регистра и не может быть включен в рамки определённого психического состояния. Содержательная аморфность, отсутствие чётких критериев, размытость границ употребления позволяет рассматривать «запущенность» не более как оценочное понятие для определения тех нарушений в развитии ребёнка, которые не укладываются в уже существующие классификации. Установлено, что процесс дезадаптации имеет прямую связь с депривационными условиями микросреды. Эти условия отчётливо проявлялись в автономном типе психического дизонтогенеза и адекватнее всего отражались в термине «депривационное развитие».