Дорогие читатели!
Современная цивилизация достигла небывалого технического прогресса в области медицинской техники, выдающихся теоретических и практических достижений во всех отраслях медицины и биологии, проникла в тайны микромира на субклеточном, молекулярном, атомарном уровне, исследовала тончайшие механизмы физиологических, этиопатогенетических, фармакодинамических и фармакокинетических процессов, создала обширный арсенал высокоэффективных лекарственных средств.
Таким образом, вместо ожидаемой параллельно научно-техническому прогрессу положительной динамики состояния здоровья населения наблюдается стойкая стабильность ситуации (стагнация) сродни известному кризису в области физики на рубеже XIX-XX столетий. Наметился буквально тупиковый путь естественнонаучных исследований. Прорыв обязательно будет, но по всей вероятности – не завтра.
И, тем не менее, есть резервы повышения качества медицинской помощи, речь о которых пойдет в представляемом номере журнала. Прежде всего - это эффективная организация управления здравоохранением и, особенно, его низовыми звеньями - лечебно-профилактическими учреждениями, и первую скрипку здесь играют IT- технологии.
Еще один, до недавнего времени недостаточно оцененный аспект – внешний социальный ресурс, представляющий собой совокупность финансовых, материальных, организационных и кадровых возможностей социального окружения медицинской организации, предоставляемых, в том числе и в добровольном порядке (волонтерство).
Третий ресурс, рассматриваемый в разделе «психология, педагогика и социальная работа» - качество образования медицинского специалиста. При этом здесь рассмотрены мотивационные элементы получения знаний и формирование потребности оказывать помощь страдающему человеку.
С уважением,
Д.м.н., профессор,
анестезиолог-реаниматолог
Елькин Игорь Олегович